1 июля 2024
Основные направление научно-исследовательской работы портала «Восточная трибуна»

Одной из приоритетных задач проекта Научно-аналитического портала «Восточная трибуна» является внесение вклада в изучение истории и духовной жизни Ближневосточного региона, расширение академической базы для исследований по соответствующей проблематике и введение в научный оборот нового источникового и историографического материала. В рамках данной инициативы планируется публикация переводов (с арабского, турецкого, немецкого, французского и других языков) целого массива редких и ранее недоступных рукописей, принадлежащих перу видных представителей ближневосточных конфессиональных групп, а также малоизвестных работ по исламской тематике, написанных авторитетными иностранными учеными-востоковедами и современными мусульманскими авторами.

Научная деятельность портала сосредоточена на исследовании актуальных проблем истории, социального устройства и вероучения ближневосточных конфессиональных общин, включая поиск, изучение и распространение письменных источников и наиболее интересных с академической точки зрения исследовательских публикаций. По ряду направлений в настоящее время ведётся активная работа, в рамках которой уже были достигнуты определенные результаты; по другим же общинам программа исследований находятся в стадии планирования. Ареал научных изысканий охватывает широкую географическую область, включающую территории «Исторической» Сирии, Святой Земли, современного Ирака, Малой Азии, Египта, а также в некоторых случаях Средней и Южной Азии. Результаты академической деятельности, ведущейся в рамках проекта, могут заинтересовать как научное сообщество, так и отвечающие за принятие решений по внешнеполитическим вопросам правительственные структуры, а также действующие религиозные институты и организации, в том числе международные (такие как Организация исламского сотрудничества, Всемирная мусульманская лига и т.д.).

Несомненную научную ценность в условиях нынешней политической и экономической политики Российской Федерации в отношении государств Ближнего Востока могут представлять собой исследовательские работы, посвященные изучению следующих конфессиональных групп.

Православные. Актуальность изучения православных общин Антиохийского, Иерусалимского, Константинопольского и Александрийского патриархатов (территории Сирии, Ливана, Палестины, Иордании, Израиля, Турции и Египта) обусловлена, в первую очередь, богатой историей взаимоотношений России и исповедующих православие арабов (называвших себя в Средние века и Новое время мелькитами) на основе, прежде всего, евхаристического общения. Выстраивание современных связей с учетом этой религиозно-культурной близости вполне возможно и отвечает долгосрочным стратегическим интересам России в Ближневосточном регионе.

Российские ученые изучают различные аспекты истории и духовной жизни православных арабских общин. В периоды Средневековья и Нового времени наиболее остро стояли проблемы взаимоотношений мелькитов с представителями других конфессиональных групп, особенно с господствовавшими в регионе мусульманами и с Католической церковью, активизировавшей свою деятельность в регионе в XVII-XVIII вв. Немалый интерес вызывают также и перипетии внутренней конкуренции между восточными патриархатами – Иерусалимским, Антиохийским, Александрийским и Константинопольским.

План исследований портала «Восточная трибуна» включает дальнейшее изучение положения православных общин в условиях мусульманского господства и в контексте деятельности на Ближнем Востоке католиков и протестантов, в том числе в свете активной экспансии всевозможных западных миссий, братств и орденов. Особого внимания при этом заслуживает ситуация в Иерусалиме, имеющем общемировое духовное значение и являющемся ареной и символом Ближневосточного конфликта. В то же время одной из наиболее приоритетных в рамках данного направления заслуженно является тема российского присутствия в Святой Земле. Актуальность этого вопроса обусловлена как его прямой связью с более общей проблемой политического и культурного влияния России в регионе, так и со значением «российского фактора» в жизни местных православных арабов, а также с продолжением непрерывного потока паломников из России в Святую Землю на современном этапе. В настоящее время исследование этой темы пользуется поддержкой на самом высоком политическом уровне, а потому заслуживает особой научно-исторической проработки.

Православные арабы составляют крупнейшую христианскую общину Сирии, представители этой конфессиональной группы входят в высшие и наиболее образованные слои сирийского общества. Именно православные приходы и монастыри являются наиболее многочисленными в знаменитой сирийской «Долине христиан» – одном из важнейших центров привлечения инвестиций для российских политиков и предпринимателей в рамках проектов по культурному и инфраструктурному развитию постконфликтной Сирии. Специальное исследование истории православия в этом районе Сирии, равно как и оценка возможностей и рисков для инвестирования, может оказаться полезным в стратегическом ключе, особенно при планировании определенных инициатив со стороны российского делового сообщества.

Марониты. Маронитская община, будучи одной из самых влиятельных в Леванте, на протяжении всей своей богатейшей истории вступала и в соперничество, и в сотрудничество почти со всеми другими ближневосточными конфессиональными группами. При этом ареал активности маронитов выходит далеко за пределы Ближневосточного региона, что обусловило тесные исторические связи этой общины со средиземноморскими странами Европы, Африки и Малой Азии. При этом статус патриарха (униатской) Маронитской церкви как кардинала Католической церкви выводит данную проблематику фактически в глобальную плоскость.

Маронитские ученые прошлых веков внесли значительный вклад в развитие разных областей науки и культуры. Их наследие, безусловно, заслуживает продолжения работы по его детальному изучению. Коллективом исследователей «Восточной трибуны» уже достигнуты некоторые результаты в этой области: в частности, написана объемная монография, посвященная различным аспектам истории и вероучения маронитов и их жизни на современном этапе. Завязаны тесные контакты с Университетом Святого Духа в Каслике (Ливан), являющемся, по сути, головным научным и образовательным центром Ливанского маронитского ордена. Многократные командировки в это учреждение и знакомство с его рукописными и библиотечными фондами создали внушительный задел для развития данного направления исследований. Их продолжение особенно актуально ввиду регулярных контактов высокопоставленных российских дипломатов с ключевыми маронитскими политиками.

Очень высоко значение маронитской общины в политическом поле современного Ливана, в том числе в свете особенностей государственного устройства этой страны и влияния знатных маронитских семей на идейно-политическую ориентацию значительной части ливанского общества. Учитывая важность трансляции положительного образа России в общественном сознании стран Восточного Средиземноморья, этот фактор влияния заслуживает особого внимания. Продолжение изучения традиций, истории и политического участия маронитов будет способствовать укреплению связей с этой влиятельной конфессиональной группой, что, в свою очередь, положительно отразится на развитии российско-ливанских отношений в целом.

Алавиты/нусайриты. Особое место в академических изысканиях портала «Восточная трибуна» отводится изучению истории и религиозной доктрины нусайритско-алавитской конфессии. Последователи этого ответвления ислама составляют одну из наиболее крупных и влиятельных несуннитских мусульманских общин на Ближнем Востоке, играя важную роль в современной политической жизни Сирии, правящая верхушка которой в значительной степени состоит именно из представителей указанной конфессиональной группы. Несмотря на это, на протяжении столетий содержание вероучения, а также внутреннего социального устройства общины были скрыты завесой тайны в силу стремления алавитской элиты сохранить свою клановую закрытость и мировозренческую обособленность, вытекавшего, в свою очередь, из особенностей доктрины и исторических условий, в которых происходило становление этого течения.

Изучение памятников религиозно-философского и исторического наследия нусайритско-алавитского ответвления шиитского ислама позволит перекинуть своеобразный мост к лучшему пониманию реалий социального и духовного устройства общины в ее текущем состоянии: с современной внутренней иерархией, с реформированной доктриной и с нынешним самоназванием – «алавиты». На протяжении ХХ в. история этой конфессиональной группы прошла ряд важных этапов, включая период относительной самостоятельности в эпоху французского мандата, а затем – выход в авангард сирийской интеллектуальной и военно-политической элиты и интеллектуальной. Административно-экономический вес современных алавитов в Сирии, а также особенности их сложного и во многом эклектичного вероучения обуславливают как академическую, так и практическую востребованность исследований в этой области.

Особое значение данному направлению придает насущный вопрос постконфликтного урегулирования и восстановления Сирии, в котором алавитам предстоит играть, как и прежде, одну из ведущих ролей. Исследование истории нусайритской общины в Средневековье и Новое время и детальное изучение периода её динамичного развития в ХХ в. внесут значительный вклад в оптимизацию процесса принятия решений для развития союзнических отношений между Россией и Сирией в постконфликтный период.

К настоящему времени коллектив «Восточной трибуны» уже проделал серьёзную работу по освоению целого пласта новых и крайне ценных для академического сообщества источников по истории и вероучению нусайритско-алавитской общины Средневековья и Нового времени: собран, проанализирован и описан внушительный фонд религиозных трактатов, при этом некоторые из этих трудов уже переведены на русский язык и готовятся к публикации с комментариями и вступительными статьями. Кроме того, изучаются и вводятся в научный оборот работы современных алавитских авторов, а также исследования западных востоковедов по истории и вероучению нусайритов/алавитов. Этот солидный задел может стать основанием для весомого вклада в историческую науку в мировом масштабе.

Исмаилиты. Небольшая в настоящее время по численности исмаилитская община имеет крайне богатую и насыщенную драматическими событиями историю, оказавшую значительное влияние на политический и духовный облик современного Ближнего Востока и некоторых соседних территорий. Лидеры этой некогда могущественной конфессиональной группы, в основе вероучения которой легло одно из первых догматически разработанных «крайних» ответвлений шиитского ислама, создавали в Средние Века целые государства, включавшие в себя территории Северной Африки, Передней Азии и Ирана. Одновременно с политической экспансией IX-XII вв. шло активное проникновение элементов исмаилитского вероучения в доктринальные системы смежных конфессий. Актуальность изучения истории и культуры этой общины обусловлена также широтой географических границ исмаилитского присутствия в настоящее время: ареал расселения последователей данного направления простирается от Британских островов до Южной Азии. При этом для российской научной-академической и стратегически-аналитической мысли востребованность исследований по истории и духовному наследию исмаилитов связана также с тем, что наиболее мощная и сплоченная локальная община представителей этого ответвления проживает в Горно-Бадахшанской области Памира (современный Таджикистан), которая представляет собой, по-видимому, зону особого геополигического значения для России.

Локальные исмаилитские общины находятся также в таких странах Средиземноморского бассейна, как Турция, Сирия, Ливан, Израиль и Египет. Кроме того, часть представителей этого ответвления проживает в Индии, с которой связаны современные лидеры исмаилитов. С научной и практической точек зрения целесообразно как обращение к историческому и духовному наследию исмаилитской конфессиональной группы в целом, так и изучение локальных общин по-отдельности с учётом всего своеобразия их богатых традиций, сформировавшихся в ходе обособленного существования в особом окружении. При этом обращает на себя внимание сетевой характер мировой исмаилитской «уммы», что особенно важно учитывать при выстраивании взаимоотношений с представителями этой общины.

Общетеоретический подход к исследованию религиозных общин обогащается изучением исторической связи исмаилитской доктрины с суфизмом, имеющим распространение по всему исламскому миру, в том числе в разных районах России. Российскими учеными уже был создан некоторый задел в этом направлении, и продолжение изучения этого фактора выглядит весьма логичным и потенциально полезным в будущем.

Друзы. Как вероучение, так и ранняя история друзской общины изучены лишь фрагментарно. Между тем анализ тайной доктрины этого направления крайнего шиизма мог бы пролить свет на многие актуальные вопросы, важные для выработки научных обобщений о религиозных верованиях жителей Ближнего Востока. Запрет на ведение прозелетической деятельности и включение в свои ряды новых адептов из вне в значительной степени способствовал превращению друзской общины не просто в отдельное религиозное ответвление, но в обособленную этноконфессиональную группу.

Стремясь сохранить закрытый характер и уникальную культуру друзской общины, её представители, проживающие в целом ряде арабских стран (прежде всего в Ливане и Сирии), заинтересованы в то же время в повышении своего политического значения, что обусловило их активизацию в данной сфере на современном этапе. При этом в определенной степени особняком с научно-прикладной точки зрения стоят друзы Израиля, повестка которых не может не отличаться от той, которой придерживаются их единоверцы в арабских странах.

Выстраивание плодотворного сотрудничества с друзами как в рамках возможного межрелигиозного диалога, так и в сферах политических и деловых отношений с их лидерами и общественными деятелями предполагает знание основ друзской религиозной культуры, истории и особенностей политической жизни. В то же время при налаживании такого взаимодействия необходимо учитывать существующий уже на протяжении нескольких веков фактор опоры друзов на внешние силы, в частности на британцев. Имеющиеся на данный момент публикации источников, принадлежащих перу представителей этой общины, а также свидетельств, оставленных европейскими авторами, дополняются собраниями дипломатических документов и сборниками международных организаций, в которых содержатся очень важные сведения о жизни друзов в XIX-XX вв.

Актуальность изучения этой темы обусловлена активной вовлеченностью друзских политиков в ключевые сюжеты новейшей истории вышеуказанных ближневосточных стран. Локальные очаги проживания членов этой общины нередко оказываются в гуще ключевых событий нынешней эпохи. Современные лидеры друзов Ливана, к примеру, представляют обладающие немалым влиянием политические партии, мнение которых имеет значительный вес в ходе принятия решений государственного уровня в рамках «консоциональной» модели управления, принятой в этой стране. Ведущие представители ливанской друзской общины выстраивают собственные линии двусторонних взаимоотношений с Россией, что неизменно встречает понимание в нашем внешнеполитическом ведомстве. В том числе по этой причине современное взаимодействие российских и ливанских политиков и бизнесменов, среди которых активно представлены друзы, нуждается сегодня в глубокой проработке проблематики, связанной с историей и религиозной жизнью данной этноконфессиональной группы.

Суфийские братства. Особый статус суфизма в исламе и его универсальный характер обусловили пристальное внимание академического сообщества к учению и практике суфийских братств, в частности на Ближнем Востоке. Востребованность данной проблематики для российской аудитории определяется широким распространением суфийских тарикатов (орденов) на российских территориях, в особенности в Поволжье и на Северном Кавказе.

Развитие суфизма на протяжении веков так или иначе оказывало влияние на многие мусульманские конфессии (в частности, на исмаилитов и нусайритов). Богатое литературное наследие и традиции суфиев изучаются в рамках целого ряда научных проблем. На протяжении истории суфийские братства, или ордена, нередко выступали в качестве мощной теневой организующей силы, в том числе для разного рода политических акций (лишь один из примеров – попытка реставрации власти султана после Младотурецкой революции в Османской империи). Неограниченное духовное влияние на мюридов и возможности перенаправлять потоки финансовых пожертвований дают основание считать суфийских авторитетов могущественными центрами силы. Их потенциал заслуживает особого внимания со стороны исследователей, в том числе занимающихся изучением современных явлений в мусульманских сообществах.

Не вызывает сомнения огромный вклад суфийской традиции в культурное наследие мусульманских народов, свидетельством чему является множество изданных литературных памятников. В то же время остаются неисследованными еще большее количество источников по истории и религиозному наследию суфиев, их музыкально-обрядовая культура в ее динамике, а также социальные отношения внутри общины.

Наконец, весомая составляющая научной проблематики в рамках данного направления связана со структурой общин, их взаимоотношениями по регионам, способами принятия решений, степенью их обязательности для адептов и средствами их осуществления. Все эти вопросы не только вызывают сугубо научный интерес, но и имеют практическое значение, особенно для определения разных уровней солидарности между членами братств, их обязательств, а также каналов финансирования, обеспечивающих функционирование современных суфийских сетевых структур. Все эти вопросы затрагивают, в том числе, проблематику общественной безопасности республик, областей и краев Российской Федерации.

Ассирийцы. Неарабский характер идентичности христиан древней Ассирийской Церкви Востока, их уникальная культура и язык определяют особый исследовательский интерес к изучению истории и вероучения этой общины, члены которой именуют себя айсорами. Научная и практическая актуальность соответствующей проблематики обусловлена также тесными историческими связями ассирийцев с Россией, оказывавшей военно-политическую поддержку ассирийской общине в ходе её попыток реализовать свои национальные чаяния. Важным фактором, который необходимо учитывать при исследовании данной тематики, является также активная иммиграция айсоров на территорию Российской империи и затем Советского Союза в XIX-XX вв.

Несмотря на большой массив работ по ассирийской проблематике, все еще остаются неосвещенными многие аспекты их истории, вероучения и внешних контактов. Богатейшее наследие этой этноконфессиональной группы нуждается в пристальном внимании со стороны как историков, так и знатоков религиозных учений. Следует упомянуть и межхристианские богословские диспуты, на которых обсуждались спорные вопросы христологии и которые имели высокое практическое значение для поддержания межцерковного общения в условиях нараставших догматических расхождений.

Современное состояние сообщества ассирийцев, рассеянных по всему миру, привлекает внимание в немалой степени также ввиду диаспорального характера их расселения, ареал которого охватывает широкие территории: в XIX-XX вв. проходила массовая миграция айсоров (своего рода исход) из районов Ирака и Ирана, причем не столько в пределах Ближнего Востока, сколько в европейские страны (в том числе в Россию, кавказские республики, Северную Европу) и в Америку. Сеть ассирийских диаспор продвигает идею единой современной культуры этой этноконфессиональной общины, популяризируя свою раннюю историю. Саморепрезентация ассирийцев только выиграет, если будет дополнена объективными сведениями и обобщениями современных российских историков.

Обращение к этой теме может способствовать развитию политических и деловых связей с видными представителями этой общины в разных странах. Кроме того, внимание к ассирийской проблематике обусловлено в настоящее время той немалой ролью, которую сыграли ассирийские ополчения в ходе периода «турбулентности» на территории Ирака в течение последних двух десятилетий.

Детальное освещение политической позиции современных ассирийских объединений и их видения своего места на иракском политическом поле может предоставить заинтересованным правительственным структурам России эффективный рычаг влияния на ситуацию в Ираке. Это, в свою очередь, укрепит целостность российского внешнеполитического курса на ближневосточном направлении, особенно в свете высокого авторитета нашей страны в соседних с Ираком Сирии и Иране.

Мандеи/сабии. Малочисленная в настоящее время мандейская этноконфессиональная община Ирака обладает очень давней историей, ведущей начало с евангельских времен. Изучение истории, вероучения и современных практик мандеев может дать неожиданные результаты для понимания многих феноменов религиозного культа ряда общин, причем как христианских, так и мусульманских. Гностический характер доктрины мандеев древности, или сабиев, заключает в себе элементы древних верований и философских представлений Античности. Изучение динамики развития религиозных представлений этой закрытой общины и её сопоставление с эволюцией других религиозных течений, распространённых в регионе, представляет особую важность для фундаментальной науки.

В соответствии с рекомендациями Министерства иностранных дел РФ, в программу основных направлений научно-исследовательской работы портала "Восточная трибуна" внесены также следующие конфессиональные группы:

Копты. Одну из крупнейших христианских конфессиональных общин на Ближнем Востоке составляют также копты, на которых по разным оценкам приходится от 10% до 15% населения Египта. Обладая древней историей и уникальным языком (коптский считается последней фазой развития египетского языка) и формируя отдельный сегмент египетского социума, коптские христиане занимают особое положение в этой самой густонаселённой арабской стране, что обусловливает высокую актуальность изучения культуры, социального статуса и политических позиций этой общины.  Помимо Египта, представители данной конфессии проживают во всех государствах Восточного Средиземноморья, Судане, а также в Ливии. Значительные коптские диаспоры имеются также в странах обеих Америк и Европе, где они сохраняют, как правило, связь с египетской материнской общиной, занимая при этом весомое социально-экономическое положение.

Религиозна культура коптов весьма богата и сохраняет черты, восходящие к периоду раннего христианства. Изучение духовно-исторического наследия данной общины и её современного состояния важно как в общенаучном, так и в практическом плане, поскольку её представители позиционируют себя не только (и даже не столько) как христианскую конфессию, но как особый этнос. Даже при их переходе в иные, униатские, протестантские и харизматические деноминации, нередко подчеркивается особый национальный характер таких новых «коптских» общин.

В России данная конфессиональная группа успешно изучается, преподается коптский язык. Несмотря на отсутствие евхаристического взаимодействия с этой дохалкидонской церковью, имеются тесные связи между религиозными институтами, очевиден взаимный интерес друг к другу православных и коптских христиан. Ведущаяся в России работа с письменными памятниками, принадлежащими перу коптских авторов, позволяет глубже изучать ранние этапы формирования христианства, в том числе и в контексте влияния, которое оказывали на этот процесс различные нехристианские, например, гностические, учения периода Античности. При этом богатейшее коптское культурное наследие, сохранившаяся сквозь века духовная преемственность общины, особый акцент её представителей на этнической составляющей своего статуса и их положение в современном египетском социуме вызывают особый интерес у исследователей, в том числе в рамках анализа вопросов национально-религиозной идентичности.

Сиро-яковиты. Среди ближневосточных христианских конфессий особого внимания заслуживает также община адептов Сирийской православной церкви, известных под неофициальным наименованием «сиро-яковиты» и также, как и копты, относящихся к числу Древневосточных (дохалкидонских) православных церквей. Данная конфессиональная группа принадлежит к так называемому монофизитскому направлению в христианстве и не имеет евхаристического общения с православным миром. Тем не менее, богословский диалог между церквами ведется давно, имеется взаимная заинтересованность в контактах как между их духовными главами, так и между представителями научных кругов по сиро-яковитской тематике.

Данная община вызывает высокий исследовательский интерес не только ввиду древности и богатства богословского и исторического наследия сиро-яковитов, но и того, что их диаспоры в силу разных обстоятельств являются весьма заметными во многих странах мира. Будучи выходцами в основном из территорий северо-востока Сирии и юго-востока Турции, сиро-яковиты не только сохраняют свои приходы в Дамаске, Бейруте и других городах Леванта, но и имеют развитые и богатые диаспоры в странах Северной и Центральной Европы и на Американском континенте.  Активно работают научные центры, издающие духовную и историческую литературу, писания сиро-яковитских святых отцов, книги по сирийскому языку, который больше используется в качестве богослужебного, но с прицелом на распространение его и как языка бытового общения представителей конфессии.

Особую актуальность исследованиям по сиро-яковитской тематике придает активизация контактов России с Индией и выход их на новый уровень: в индийском штате Керала, в городе Коттаяме, находится престол другой церкви западно-сирийского обряда, тоже монофизитского толка – Сиро-Маланкарской. Исторически она тесно связана с Сирийской православной церковью, так как в XVII в. митрополит Малабарский принял хиротонию от сиро-яковитского епископа Иерусалимского. Согласно преданиям, апостол Фома, принесший христианство на Индостан, прибыл туда через остров Сокотра. (Связь острова с христианством, видимо, несторианского толка подтверждается и обнаруженными российскими археологами остатками храмов, и ранее найденной надписью восточно-сирийским письмом.)

Паства Сиро-Маланкарской церкви сосредоточена в основном на Малабарском побережье юго-запада Индии, но имеются значительные диаспоры в Америке, Африке и Европе (всего более 2 млн человек). Индийские маланкарские христиане также сохраняют отчасти сирийский язык как богослужебный, при этом массово используется язык малаялам. Богатые приходы Маланкарской церкви есть в ОАЭ, что еще больше повышает актуальность изучения сирийских и индийских монофизитов, общее историческое и духовное наследие которых связывает столь отдаленные регионы единой культурно-религиозной нитью. В настоящее время трудность изучения индийских христиан создает, в первую очередь, нехватка специалистов со знанием языка малаялам.

Греко-католики. Значительную часть христианского населения Ближнего Востока составляют представители различных униатских конфессий, сформировавшихся в Новое время в результате масштабной прозелитической деятельности Католической церкви, сопровождавшей европейскую колониальную экспансию. Крупнейшей среди них является Мелькитская греко-католическая церковь, отделившаяся от Антиохийского православного патриархата в 1724 году, что стало в то время большой победой для католической миссии на Ближнем Востоке. В настоящее время адепты этой конфессии насчитывают боле 1,5 млн. человек, составляя вторую по численности католическую общину на Ближнем Востоке после маронитской. Стремясь подчеркнуть древность своей группы, арабские греко-католики успешно смогли закрепить за собой самоназвание «мелькиты», ведущее свое происхождение еще с эпохи Византии и ранее использовавшееся в отношении православного населения арабского региона. Паства Мелькитской греко-католической церкви – это христиане, сохраняющие в целом православный богослужебный обряд, но уже с ключевыми элементами католической мессы, а также иерархически подчинённые Римско-католическому престолу.

Политические позиции мелькитов в период до достижения полной независимости арабских территорий хорошо зафиксированы в письменных источниках. Помимо сборников опубликованных документов, имеется масса неизданных архивных материалов в собраниях архивов МИД России. Ввод их в научный оборот, как представляется, может внести серьезный вклад в уточнение истории христианских общин Ближнего Востока, в том числе в измерении международной политики.

Сиро-католики. Ещё раньше, а именно в XVII в., католическим миссионерам удалось добиться заключения унии с частью сиро-яковитов, которая с того времен отделилась в Сирийскую католическую церковь. Яковиты-униаты с их развитыми связями по всему миру также являются важным объектом изучения в контексте не только их средневековой истории, но и деятельности в Новое и Новейшее время. Сиро-католики так же, как и сиро-яковитская община, сохраняют свое присутствие в Сирии и Ливане, а их иерархи являются обязательными участниками советов и встреч ближневосточных глав христианских церквей и епископов и входят во Всемирный совет церквей. Особенно важным для исследований по этой конфессии представляется изучение источников периода мандата, когда сиро-католики были объектом пристального внимания и покровительства со стороны французских властей.

Кроме того, в Индии существует значительная по своему влиянию и историческому наследию униатская Сиро-малабарская католическая церковь восточно-сирийского обряда. Под влиянием португальских миссионеров значительная часть индийских христиан, до конца XVI в. подчинявшихся католикосу Ассирийской церкви Востока, приняли верховенство Ватикана. Малабарские христиане насчитывают около 4 млн. человек и ведут активную деятельность в разных сферах.

Халдеи. Ещё одну крупную униатскую конфессию составляют халдеи, известные также как ассиро-католики и формирующие самую многочисленную христианскую общину в Ираке. Халдейская католическая церковь возникла в результате планомерной пропаганды католицизма среди несториан-ассирийцев, проходившей на протяжении нескольких веков в том числе через ассирийские диаспоры (в частности, на Кипре). В настоящее время ассиро-католики имеют свои приходы в разных частях мира – от Американского континента до Южной Азии.

Религиозная культура и халдейский богослужебный обряд претерпели серьезные изменения под влиянием католицизма. Большой корпус выпускаемой халдеями литературы позволяет проанализировать отношение адептов конфессии к своему прошлому, своим традициям, их самовосприятие в условиях иракского многонационального и многоконфессионального общества. Важность изучения халдейской общины во внешнеполитическом плане определяется уже тем, что ее представители нередко входят на полных правах в делегации, которые посещают Россию с официальными визитами. Несмотря на масштабную эмиграцию христиан из Ирака, халдеи до сих пор компактно проживают в Северном Ираке, в том числе Иракском Курдистане, что придает вопросу их изучения новое политическое и социальное измерение.

Зайдиты. Среди многочисленных мусульманских конфессиональных групп пристального внимания заслуживает также зайдитская (зейдитская) община – одно из ответвлений «умеренного» шиизма, отделившаяся от основной массы сторонников имамата потомков ‘Али б. Аби Талиба в середине VIII в. и признавшая своим имамом Зайда б. ‘Али, причём, что крайне важно, на выборной основе. Несмотря на то, что в религиозном отношении это течение является очень близким к суннизму (даже при сравнении с мейнстримовым имамитским ответвлением шиизма), с самого начала своего существования данная община отличалась своей политической активностью, граничащей с радикализмом. Эта характерная черта сохранилась вплоть до наших дней.

Большая часть зайдитов сегодня проживает в Йемене, где их число превышает 7 млн. человек. Соответственно, именно в этой стране наиболее ярко проявляется политическая активность этой общины, объединяющейся с 1990-х гг. вокруг авторитетного клана ал-Хуси. Став наиболее крупной и влиятельной военно-политической силой Йемена, местные зайдиты в 2014 году захватили весь север страны вместе со столицей, городом Саной, сумев в дальнейшем дать отпор не только правительственным формированиям, но и арабской военной коалиции во главе с Саудовской Аравией. Более того, будучи активным участником возглавляемой Ираном шиитской военно-политической оси, хуситское движение всё чаще заявляет о себе не только как об одной из сторон йеменского кризиса, но и как о значимой региональной силе, что особенно проявилось в ходе противостояния с Саудовской Аравией и её союзником, Объединёнными Арабскими Эмиратами, а также во время текущего обострения ближневосточного конфликта. Роль и активность современных зайдитов в вооруженных конфликтах на Ближнем Востоке обуславливают большую важность изучения истории, особенностей социально-политического положения и религиозной доктрины адептов этой конфессии. Это особенно актуально для понимания ситуации как внутри Йемена, длительное время переживающего период войны и гуманитарного кризиса, так и в целом в Передней Азии на фоне обостряющегося противостояния «шиитского лагеря» и Запада. 

В этом контексте, в частности, насущным представляется вопрос о том, насколько религиозные представления зайдитов схожи с верованиями иранских шиитов-имамитов, и насколько принципиальны различия в их доктринах. Особенно эта тема актуальна с учётом близости зайдизма к господствующему в мусульманском мире суннитскому течению: с самого начала зайдитское вероучение всячески отторгало любые доктринальные новшества, сильно выделяясь из общей шиитской традиции в своём отношении к вопросам мусульманской истории, эсхатологии и фикха и сформировав отдельную религиозно-правовую школу (мазхаб).

Детальное изучение истории и культурно-религиозных традиций зайдитов обусловлено также широким ареалом распространения адептов этого ответвления, в прошлом включавшего не только Хиджаз и Йемен, но и Северную Африку и южную часть прикаспийских земель (ныне Иран), где зайдиты создавали свои государственные образования.

Ибадиты. Особый политический статус определяет также научную актуальность изучения ибадизма – отдельной ветви ислама, отличающейся как от суннизма, так и от шиизма, и обладающей своей исторической и правовой традицией. В настоящее время ибадизм является государственной религией Султаната Оман, именно к этой конфессии относится его правящий род, а также большая часть населения страны. Данное исследовательское направление важно как для понимания особенностей выстраивания оманской политики в региональном контексте, так и для более эффективного развития двухсторонних отношений между Москвой и Маскатом.

В историческом и религиоведческом отношении изучение данной тематики может внести вклад в определение происхождения этой ныне весьма влиятельной общины, адепты которой, вопреки распространённому мнению, отказываются признавать себя ответвлением хариджизма и используют самоназвание «люди истины и праведности» (ахл ал-хакк ва-л-истикама). Кроме того, такие исследования могут способствовать уточнению межобщинных контактов и анализу конкуренции мусульманских конфессий в прошлом и настоящем. В этой связи стоит напомнить, что имеющая иракское происхождение ибадитская конфессия была распространена не только в Омане, но и в Йемене, ОАЭ, Северной Африке, а также на Занзибаре. Отличная от многих толков ислама ибадитская эсхатология вызывает интерес в плане сравнительного религиоведения (например, в контексте сопоставления этой доктрины с суннизмом, имамизмом, зайдизмом, а также с друзским и алавитским вероучением).

 

Всестороннее изучение ближневосточных конфессиональных общин внесет значительный вклад в отечественную востоковедную науку, а также станет серьезным подспорьем для подведения научного фундамента под актуальные внешнеполитические инициативы Российской Федерации, в первую очередь в странах Ближнего Востока.               

                                                                                                                

                                                                                                                                                                                                                                                                                 Научно-аналитический портал «Восточная трибуна»