Что дальше?
Точно также, честно и объективно, необходимо признать, что социальная ткань Ливана «с христианским лицом» была уничтожена эмиграцией и принудительным переселением, переездом за рубеж элиты, падением уровня образования, утратой доверия к представительным партийным и руководящим институтам, ударом по банковскому сектору, разрушением системы здравоохранения, снижением морального духа и крахом национальной валюты.
Несправедливо и неправильно возлагать всю ответственность за упадок христианского присутствия в Ливане и на Востоке в целом только на мусульман. Они, без сомнения, несут свою долю ответственности, но масштабный коллапс и ускоряющийся упадок в гораздо большей степени стали следствием, как уже было сказано выше, создания израильского политического образования, абсолютно предвзятого отношения к нему США и отказа Запада от христиан в пользу нефтяных баррелей и оружейных сделок с арабами.
В Ираке христиане жили в течение двух тысяч лет, но новое поколение христианского населения должно осознавать, что с приходом в страну американцев, с оккупацией ими этого региона после нападений сентября 2001 года произошел крупнейший за два тысячелетия исход христиан из Мосула, Ниневии и сирийской Джазиры. Политика США, в частности помощь такфиристским организациям и участие в их создании, привели к вытеснению христиан из Ирака и Сирии. Факт этот настолько очевиден, что американцы не могу оспаривать или отрицать его.
Все помнят, как в 1976 году американский посланник Дин Браун прибыл в Ливан, чтобы продвигать сирийскую интервенцию – в координации с американцами и независимо от израильтян. Целью было нанести удар по позициям палестинских формирований, приручить и подчинить их, а также запугать христиан, к тому моменту уже два года сражавшихся в попытке помешать реализации плана Киссинджера и проекта расселения палестинцев в Ливане. Во время своего пребывания в этой стране Браун сказал президенту Франжье – да помилует его Бог! – ставшие известными слова: «Выбирайте, в какое место в Америке вы – христиане – хотели бы перебраться. Администрация США готова перевезти туда миллион христиан, как только вы примите решение…».
Это показывает, что именно США, которые считаются крупнейшей христианской страной в мире, уже полвека занимаются реализацией идеи выселения христиан из Ливана, осуществляя на практике теорию Генри Киссинджера, согласно которой на Ближнем Востоке существуют четыре страны и пять народов. Четыре страны – это Сирия, Израиль, Иордания и Ливан. А под пятью народами имеются в виду ливанцы, палестинцы, израильтяне, сирийцы и иорданцы. Возникающий излишек в лице одного народа требовалось устранить, чтобы добиться паритета: 4 страны – 4 народа. То есть с помощью величайшего обмана, лицемерия и наглости делалась попытка быстро выселить ливанский народ и вместо него расселить палестинцев.
Ливанская действительность: парадоксы и наблюдения
В Ливане не существует подавляющего большинства, как в иных арабских и мусульманских странах, которое могло бы душить и ассимилировать меньшинства. В этой стране не может быть установлена политическая система, не уважающая принципы свободы, плюрализма, неприкосновенности частной жизни и консоциональной демократии. Может быть так, что какая-то одна группа при определенных обстоятельствах и на ограниченный период времени будет преобладать над другой, но это не подрывает готовности ливанцев к компромиссу, консенсусу и диалогу с другими как с партнерами в их общей родине.
В ливанском христианине есть многое от мусульманина, а в ливанском мусульманине есть многое от христианина. Христиане и мусульмане в Ливане «притерпелись» к взаимной вражде и грызне, но они также «приучились» к терпимости и согласию. Иногда они отдаляются друг от друга, но в большинстве случаев затем снова сближаются. Ливанский христианин знает мусульманина лучше, чем какой-либо другой христианин в мире. В свою очередь, ливанский мусульманин знает христианина лучше, чем любой другой мусульманин в арабских странах и в мире в целом. Ливанские христиане и мусульмане полны духом свободы, любви, терпимости, умеренности и приятия других больше, чем какое-либо сообщество, группа или социальный сегмент в любом другом уголке мира.
Мусульмане совершают ошибку, когда заходят слишком далеко в ограничении христианства на Востоке. Из конфликта, который существует сегодня на Ближнем Востоке – а его ядром и сутью является палестинский вопрос – нельзя исключить христиан с их силой, ценностями и мировоззрением. Мусульманин должен принять христианина как партнёра. Тот же, в свою очередь, должен осознать, что он принадлежит именно этой земле и что его партнёром здесь является только мусульманин, а не европеец или израильтянин.
Итоги и оценки нынешней ситуации
1. Численность христиан в Ливане и на Востоке постоянно уменьшается, и этот спад, вероятно, будет продолжаться.
2. Роль христиан в процессе принятия решений в Ливане снижается, и христиане больше не способны сохранять ту лидерскую и передовую роль, какую они играли прежде.
3. Постоянно снижается и практически сошла на нет роль христиан в принятии общеарабских решений в политической, интеллектуальной, культурной, экономической и социальной сферах.
4. В настоящее время голос экстремистского ислама звучит громче голоса цивилизованного, разумного и толерантного ислама. Сторонники экстремизма не хотят, чтобы христиане продолжали жить в своём нынешнем окружении, они отказываются считать их сынами и дочерями этой земли, признавая за ними лишь статус «покровительствуемых» (ахл аз-зимма), которые должны либо подчиниться, либо уехать, либо умереть.
5. Христиане больше не выступают посредниками между арабским миром и внешним миром, они больше не являются финансовым, экономическим, образовательным и интеллектуальным «мостом» между ними. Внимание внешнего мира к христианам, особенно со стороны Европы и США, больше не является столь же значительным и первостепенным, как это было прежде. Интересы внешних игроков теперь сосредоточены на прямом сотрудничестве с арабскими и исламскими государствами.
6. Христиане предоставлены самим себе и вынуждены самостоятельно решать свои проблемы, оставаясь один на один с исламским окружением. США и Европе больше интересны отношения с Израилем и Персидским заливом, чем положение дел в Святой Земле или чаяния христиан.
Пути решения и очертания будущего
1. Эмиграция является эгоистическим актом, который решает проблему отдельного человека, но усложняет её для группы. При этом распространение атмосферы паники и чувства опасности лишь усиливает миграционные волны, даже если в данных обстоятельствах это есть неизбежное зло, не идущее ни в какое сравнение с разрушительными экономическими условиями, в которых живут ливанцы всех конфессий. Оно не приводит к требуемому результату – процесс эмиграции и истощения будет продолжаться, пока земля не опустеет и на ней не останутся не слишком изобретательные и не очень способные люди, а также старики, близкие к тому, чтобы перевернуть последнюю страницу своей жизни.
2. Никто не допустит замыкания в себе и самоизоляцию отдельных групп населения Ливана через разделение, федерализм или фрагментацию, хотя такое решение активно продвигается и вокруг него постоянно идёт шумиха. Ливанцы уже пробовали все это: христиане – в своих районах; друзы – в своей автономии; шииты – в ходе процессов милитаризации юга и идеологизации долины Бекаа, а также во время своих попыток осуществить мечту о контроле над южным пригородом Бейрута; сунниты – в главных прибрежных городах, а также в Аккаре и Арсале. Все они обнаружили, что это не долгосрочное решение, поскольку оно делает изолированную, замыкающуюся в себе группу еще более отвергаемой её окружением. При этом угрозы для нее лишь возрастают – именно это чувствуют сегодня шииты, несмотря на свою силу, численность и положение.
3. Решение, доступное христианам, состоит в том, чтобы изменить свой дискурс и направить его в русло тех трансформаций, которые произошли и происходят в регионе. Христиане должны принять во внимание следующие моменты и факты.
А. Требуется оставить в стороне религиозные разногласия и сформировать общественную коалицию, создать социальную и национальную идентичность, которая придёт на смену идентичности религиозной, уменьшит накал противоречий и вражды и укрепит фактор гражданского присутствия.
Б. Необходим отказ от христианского и мусульманского экстремизма. Большинство мусульман в арабском мире не являются сторонниками экстремизма, фанатизма и тоталитаризма. При этом такфиристский ислам представляет собой угрозу как для цивилизованного ислама, так и для христианства. Это ведет нас к альянсу умеренных, а не к альянсу меньшинств, формированием которого занимается Израиль. Арабские христиане являются естественными союзниками умеренного, цивилизованного ислама как в противостоянии со сторонниками господства отсталости в арабском мире, так и с Израилем.
В. Цивилизованный ислам привык к христианскому присутствию в своей среде и относится к нему спокойно. Внешний же христианский мир больше не интересуется христианством восточным. Это требует от восточных христиан направить свой политический дискурс на мусульманское окружение, с которым они разделяют общую судьбу, сведя при этом свой христианский религиозный дискурс к отношениям с внешним христианским миром (например, со Всемирным советом церквей, Ватиканом, Ближневосточным союзом церквей и т. д.). Им следует воздерживаться от попыток вовлечь в этот внешний дискурс свое непосредственное окружение, ибо усердное его продвижение в регионе вызывает у мусульман сомнения относительно намерений христиан.
Г. Христиане Ливана и всего Машрика не могут игнорировать нынешнюю реальность и тот очевидный факт, что ислам имеет активное и устойчивое присутствие в Америке, Европе и Австралии. Более того, ислам стал частью самой социальной ткани этих стран. Исламское присутствие расширяется и растёт заметными темпами, особенно в странах Европы. Поэтому важно, чтобы арабо-христианское население Машрика играло первую скрипку в диалоге с мусульманами, поскольку восточное христианство исторически всегда находилось рядом с исламом и тесно взаимодействовало с ним. Возможно, мировое христианство ожидает, что ливанские, и в целом восточные, христиане сыграют эту роль.
Д. Необходимо укрепить христианско-мусульманский вклад в решение спорных вопросов, как политических, так и неполитических, а также приверженность неизменным основам свободного, открытого, цивилизованного христианского присутствия в рамках национального суверенитета и права на плюрализм.
Е. Требуется активизация роли гражданского общества (которого, по сути, сейчас еще нет и которое в его нынешнем, несформированном, виде управляется и политизируется внешними сторонами), ведение диалога с молодым поколением, его интеграция и вовлечение в политическую работу.
Ж. Очень важна реализация социальных проектов и проектов в области развития, которые восстанавливают уверенность в себе и в своем обществе, пока доверие к государству отсутствует.
З. Необходимо укрепление всех звеньев диалога и коммуникации между мусульманской и христианской молодежью, которая должна стать не просто частью, а основой решения – без отвлечения на исторические, доктринальные и конфессиональные разногласия. Самая крепкая опора для ливанцев – христиан и мусульман – это диалог и гармония между ними самими. Никто не поможет ливанцам, если они не помогут себе сами, сохранив ливанский опыт, копившийся веками, пусть он даже и перемежался десятилетиями конфликтов. Согласие между ливанцами – это правило, а раскол – исключение.
Амаль Абу Зейд, советник экс-президента Ливана, депутат парламента Ливана от Свободного патриотического движения (2016–2018),
член Научно-издательского совета Научно-аналитического портала "Восточная трибуна"