5 декабря 2024
Христиане Ливана и Машрика от процветания к увяданию: оценивая реальность и заглядывая в будущее (часть 1)

Введение

Христианское присутствие в Ливане составляло основу существования этой страны задолго до того, как она стала известна как Ливанская мутасаррифийа, потом подмандатный Великий Ливан, а затем независимый Ливан. Более того, это присутствие лежало в основе свободы, демократии, образованности и принципов многообразия и плюрализма на всём Востоке.

Христиане Горного Ливана (а позже – Ливана), как и всего Машрика – от Анатолии через Ирак (Месопотамию) до Египта и Северной Африки – всегда являлись проводниками добра, гармонии и прогресса для всего региона, находясь в авангарде культуры, а также явления, известного как арабизм. Они способствовали сближению различных общественных элементов, которые присутствовали (и до сих пор присутствуют) на ливанской земле.

Христиане принесли на Восток дух современности. Благодаря им вместе сошлись Афины и Иерусалим, гений греков мирно соединился с талантливостью семитов. Посредством христиан были увековечены арабо-исламское, римско-эллинистическое и сиро-ханаанское наследия.

Обзор истории (от Римской империи до Великого Ливана)

За время своего присутствия на этой земле христиане миновали несколько стыкующихся друг с другом вех, образовавших судьбоносные перекрестки их настоящего и будущего и сформировавших рамки, в которых последователи христианства взаимодействовали с господствовавшими с 636 года мусульманами, а перед этим – с персами, византийцами и римлянами.

Римский период: период гонений, преследования и убийств (в том числе и от рук евреев – от Палестины до Рима).

Период, начавшийся с признания императором Константином в Миланском эдикте 313 года христианства как одной из религий Римской империи, продолжившийся его утверждением в качестве официальной религии Византийского государства и длившийся до захвата Дамаска Халидом б. ал-Валидом в 636 году и ухода из Сирии византийского императора Ираклия.

Период Омейядов и Аббасидов, в течение которого гонения и насильственные переселения сменялись благосклонным отношением к христианам и моментами сближения. В эту эпоху многие христиане преуспели в науке, литературе, поэзии, астрономии, математике, а также на управленческих должностях при дворах арабских правителей и халифов.

Период Фатимидов, когда христиане практически никогда, за исключением отдельных коротких отрезков времени, не чувствовали себя в безопасности. На него пришлось крупнейшее после исламского завоевания событие в истории региона, а именно – начало Крестовых походов. Они продолжались около двухсот лет, в течение которых марониты (не все) выступали на стороне крестоносцев против мусульман. При этом была и часть маронитов, которая занимала нейтральную позицию или даже поддерживала мусульман, как это случилось, например, в ходе событий, происходивших на севере между Ихдином и Бшарре.

Период Крестовых походов, который привёл к усилению религиозных связей между маронитами, крестоносцами и Римом (еще до появления Ватикана) и углублению отношений с французами. На протяжении нескольких крестоносных кампаний марониты служили опорой и основной силой накатывавшихся волн крестоносцев, особенно начиная со времени Святого Людовика IX, который стал первым из западно-христианских королей, поставивших маронитов под свою прямую защиту. Это породило проблемы и волнения, ставшие следствием сомнений мусульман относительно позиции маронитов и их отношений с франками, война с которыми продолжалась вплоть до падения королевств и княжеств крестоносцев, возникших вдоль восточного побережья Средиземного моря от Акки до Ирки, Тартуса и Латакии.

Мамлюкский период ознаменовался изгнанием крестоносцев с Востока – сначала из Египта, а затем из Палестины и с финикийского побережья, протянувшегося вплоть до территорий нынешней Турции, – как из прибрежной полосы, так и из внутренних районов. Мусульманские войска во главе с мамлюками прошли в глубь Византийской империи (или того, что от нее тогда оставалось), остановившись, как когда-то это произошло во время их противостояния с византийцами, у крепостных ворот Константинополя (нынешний Стамбул).

К маронитам, друзам, нусайритам и шиитам мамлюки относились как к агентам и пособникам крестоносцев, а потому направляли свой гнев на те районы, где жили представители этих конфессиональных общин. Особенно жесткую политику мамлюки вели на территориях, известных ныне как Кесруан и Джбейль, в прибрежных городах, большинство из которых находилось под контролем шиитов, а также в глубинных районах, таких как Бекаа, Джебель Амиль, Шуф и Гарб (сегодня это Алей и Баабда). Военные походы в Кеcруан и Метн с 1290 по 1307 годы являются, возможно, наиболее ярким свидетельством карательной политики, которая проводилась мамлюками и Айюбидами против всех, кто поддерживал отношения с крестоносцами и франками. Карательные меры и изгнания подкреплялись фетвами, которые приписывались Таки ад-Дину Ахмаду б. Таймийе, одному из наиболее выдающихся суннитских ученых и юристов XIII века. Их содержание отличалось полной нетерпимостью к нусайритам, друзам и адептам других мусульманских конфессий, обосновавшихся на мусульманском Востоке.

Османский период стал одним из самых продолжительных в истории Ближнего и Среднего Востока, Северной Африки, Аравийского полуострова и Восточной Европы, поскольку государство, основанное Османом в XIV веке, просуществовало вплоть до XX века, то есть около 600 лет. В течение этого периода Османская империя, являлась гегемоном на Востоке, наводя ужас на своих соседей на Западе, контролировала четыре моря – Средиземное, Каспийское, Черное и Красное – и занимала около трети Европы, подступив в какой-то момент к порогу Вены.

В османскую эпоху христиане, в частности марониты, переживали периоды взлетов и падений, стабильности и коллапса, побед и поражений. В начале XVIII века слабость и бессилие охватили сам механизм постепенно распадавшегося Османского государства. Во многом это стало результатом внешнего вмешательства, злоупотреблений, заговоров, необдуманных союзов, политики чрезмерных займов, передачи собственности иностранному капиталу, особенно английскому, французскому и итальянскому, а затем и немецкому (после объединения Германии во второй половине XIX века).

Османский период не был абсолютно черным, как его изображают некоторые историки, давая чисто субъективные, несправедливые оценки и преследуя собственные интересы. Османы, несмотря на часто проявлявшиеся ими заносчивость и враждебность и чинившийся ими произвол, давали возможность христианам в течение долгого времени создавать для себя особые условия существования – при поддержке и содействии со стороны Европы, особенно Франции и Австрии. Стамбул полагал, что выгода от предоставления Западу привилегий и позволения ему проявлять особую заботу о маронитах слишком велика, чтобы терять её ради политики «перетягивания каната» и «борьбы на пальцах» между Османским государством и христианской Европой.

Таким образом, христиане – начиная с эпохи Фахр ад-Дина, затем в период Башира II и мутасаррифийи и вплоть до периода Великого Ливана – получили возможность выдвинуться в таких областях, как торговля, наука и языки, стали проводником открытости к контактам с Западом. Они аккумулировали значительные финансовые средства, полученные в результате торговли шелком, импорта и экспорта других товаров. Появлялись институты, школы, университеты, распространялись религиозные и образовательные миссии, прибывавшие сначала в Ливан, а оттуда – в Палестину, Сирию, Египет и некоторые районы Ирака (ещё до того, как эти названия стали применяться к политическим образованиям и государствам, в которых сегодня полыхают конфликты). Это сделало Ливан центром знаний, культуры, образования, открытости и коммуникации и привело к возникновению слоя образованных людей, которые позже составили основу для появления когорты административно-политических деятелей, состоявшей преимущественно из христианского среднего класса и христианской буржуазии. Она возникла на руинах друзско-маронитского феодализма, тогда как мусульмане, как шииты, так и сунниты, были либо оттеснены и маргинализированы, либо предпочли оставаться в стороне, погрязая в соперничестве и не обращая внимания на быстрое развитие событий.

Период Великого Ливана. На этом этапе в формирующемся государственном образовании была установлена ​​маронитская гегемония. Этот процесс проходил при поддержке Франции – спонсора, кормилицы, крестной матери и официальной акушерки Великого Ливана. Мусульмане (в первую очередь сунниты и в меньшей степени шииты) отвергли Великий Ливан, старались противостоять ему и всеми средствами бороться с ним. Они предпочли держаться в стороне от политической сцены, но не от общенациональной, оставив при этом должности и источники выгоды христианам (маронитам), игнорируя их призывы к сотрудничеству и партнерству на принципах, не соответствовавшим, по мнению мусульман, принципам паритета и равенства.

Христиане-марониты получили большую часть позиций в формирующемся государстве, однако не завоевали одобрения и признания мусульман, которые оставались враждебно настроенными по отношению к Великому Ливану и открыто призывали к единству с Сирией и возвращению в арабское лоно. Ведь Ливан, по их мнению, был отрезан силой и принуждением, особенно после битвы при Майсалуне 24 июля 1920 года, когда в бывшую столицу Омейядов вступил французский генерал Анри Гуро. Это произошло после короткого и неравного боя с армией Фейсала, которую возглавлял министр обороны Сирии Йусуф ал-‘Узма, павший в Майсалуне мученической смертью, пытаясь помешать французам войти в Дамаск.

В то же время французы делали попытки, особенно с 1934 года при верховном комиссаре Армане де Мартеле, установить в стране своего рода баланс между христианами и мусульманами, чтобы привлечь на свою сторону последних и избежать их враждебности. Это имело значение, так как ислам был доминирующей религией в Алжире, Тунисе и нескольких других африканских колониях Франции, для которой было важно смягчить недовольство мусульман в этих странах, поощряя их к сотрудничеству с помощью политики сдерживания и умиротворения. Однако это принесло мало пользы, так как всё настойчивее звучали требования националистов Ливана и Сирии (мусульман и значительной части христиан) достичь письменных соглашений с Францией, которые привели бы к полной, абсолютной и всеобъемлющей независимости в течение нескольких лет. Но возвышение основателя современной Турции Мустафы Кемаля Ататюрка, а затем и начало Второй мировой войны подтолкнули французов к тому, чтобы умиротворить турок и передать им арабскую провинцию Искендерун. Тем самым им удалось уговорить их не вступать в союз с нацистской Германией, которая вторглась во Францию и оккупировала её ​​в июне 1940 года.


Амаль Абу Зейд, советник экс-президента Ливана, депутат парламента Ливана от Свободного патриотического движения (2016–2018),

член Научно-издательского совета Научно-аналитического портала "Восточная трибуна"