6 ноября 2024
Трагедия Ближнего Востока. Есть ли свет в конце туннеля?
Тема: Политика
Страна: Ливан

Ближний Восток переживает бурную и кровавую череду событий, начиная с оккупации Ирака в 2003 году, за которой последовала гражданская война в Сирии в 2011 году, а также захват террористическими группировками контроля над значительными территориями в обеих странах вплоть до восточной границы Ливана. Сегодня Ливан – как и Газа, и Западный берег ранее – страдает от агрессивных действий Израиля, что приводит к обширным разрушениям и создаёт угрозу крупномасштабного конфликта, который может распространиться от Средиземного моря до Индийского океана.

В течение целого месяца агрессии израильские военные превратили обширные районы Ливана в выжженную землю. От благословенных земель юга, где Иисус Христос превратил воду в вино, до долины Бекаа, исторически известной как одна из житниц Римской империи, и Бейрута, родины первого в мире свода законов, ни один регион и ни один город в нашей маленькой, но уникальной стране не избежал опустошительных бомбардировок и насилия.

Десятки тысяч домов были либо разрушены, либо серьёзно повреждены, уничтожены тысячи фабрик и мастерских, сожжены миллионы деревьев и многочисленные поля. На момент написания этой статьи число погибших составляет не менее 2800 человек, более 12 тысяч человек получили ранения, в то время как систематическое перемещение населения в результате израильских приказов об эвакуации привело к миграции более 1,2 миллиона человек, что стало крупнейшим гуманитарным кризисом, с которым столкнулся Ливан со времени вторжения 1982 года. Согласно официальным сообщениям, по крайней мере 13 больниц прекратили работу из-за израильских ударов, затронувших районы от юга до долины Бекаа и Бейрута. Кроме того, израильские силы наносили удары непосредственно по медикам, что привело к гибели по меньшей мере 130 медсестер и врачей. Нельзя забывать и о сотрудниках СМИ, которые также становятся мишенями, потому что Израиль не принимает во внимание их работу. На данный момент число журналистов-мучеников достигло 11, а десятки получили ранения.

Использование Израилем в Ливане передовых военных технологий для нанесения максимального ущерба населению страны и продолжающаяся кампания геноцида палестинцев на Западном берегу и в секторе Газа представляют собой трагедию, которая глубоко потрясает человечество. Она разворачивается на фоне молчания влиятельных западных стран, в основном придерживающихся тезиса о «праве Израиля на самооборону» без какого-либо признания прав других или осуждения нарушений Израилем международных договоров, резолюций и законов, которые подтверждают право людей защищать себя и сопротивляться оккупантам всеми возможными способами, пока их земля не будет возвращена.

Совет Безопасности ООН, признанный высшим международным органом после Второй мировой войны, так и не смог на фоне разногласий между крупными державами ввести режим прекращения огня, несмотря на разработку пяти резолюций, направленных на прекращение военных действий в секторе Газа и Ливане. Следовательно, эти резолюции остались просто словами, поскольку страны избегают введения существенных санкций в отношении Государства Израиль или его политического и военного руководства, которое не боится преследования со стороны Международного уголовного суда, потому что он тоже подвергается давлению со стороны Запада. Всё это увеличивает вероятность эскалации текущей войны.

Боле того, Израиль настолько не стремится к деэскалации военных действий, что напал на Иран. Тот оставил за собой право на потенциальные ответные действия. Такая динамика грозит вызвать во всём регионе широкомасштабную нестабильность и эскалацию напряжённости, которые могут охватить Персидский залив и Северную Африку. Последствия способны затронуть даже Северное Средиземноморье и юг Европы.

Неспособность Совета Безопасности обеспечить выполнение своих резолюций и оттеснение Организации Объединённых Наций и её институтов на задний план нельзя считать самостоятельными явлениями. Это происходит на фоне политических провокаций, включая публичное уничтожение израильским делегатом Устава Организации Объединённых Наций в Нью-Йорке, угрозы Генеральному секретарю ООН Антониу Гутерришу, ограничения на его въезд в оккупированную Палестину, последующие угрозы персоналу ЮНИФИЛ на юге Ливана и преднамеренное убийство сотрудников БАПОР. Эти действия отражают восходящую к середине XX века тенденцию несоблюдения Израилем международных резолюций – начиная с резолюции о разделе Палестины и до резолюций 425, 242 и 194, которые Израиль отказался выполнять, но не был привлечён за это к ответственности.

Совет Безопасности также не смог предотвратить войну в Ираке, когда Соединённые Штаты предприняли одностороннее военное вмешательство. Эта война продолжает оказывать разрушительное воздействие на иракский народ и регион в целом. Аналогичным образом он не смог остановить сирийский конфликт или содействовать политическому урегулированию, которое могло бы вернуть более 10 миллионов сирийцев в свои дома, восстановить Сирию и снять введённые против неё санкции. Кроме того, СБ ООН не смог предотвратить интервенцию в Ливию, страну, которая сейчас сталкивается с угрозами раскола и длительной нестабильности. Пока мировое внимание отвлечено на иные события, возник конфликт в Судане, что усугубляет трагедию региона, где миллионы людей страдают от тягот внутренних раздоров. Более того, Совет Безопасности и международные институты не смогли снизить напряжённость на украинско-российском фронте или обеспечить соблюдение соглашений, могущих способствовать политическому урегулированию, которое учитывало бы права обеих сторон. Вместо этого эскалация военных действий и распространение дестабилизирующего оружия повысили риск международной катастрофы, потенциально связанной с применением оружия массового поражения.

Текущая угроза, с которой сталкивается Ближний Восток, включая Ливан, создаёт предпосылки для широкомасштабной вспышки хаоса, которая способна поставить под угрозу само существование страны, страдающей от израильской агрессии, кризиса беженцев и рисков внутренних конфликтов. Это угрожает не только Ливану, но и всему Средиземноморью, подрывая разнообразие и единство региона, исторически славившегося этими качествами, прежде чем он стал жертвой заговоров и оказался втянут в глобальные конфликты, от холодной войны до боевых действий.

Мировые державы отступают, отгораживаясь собственными проблемами. Соединённые Штаты по-прежнему заняты своими президентскими выборами, предоставляя свободу действий Израилю, который часто применяет американское оружие. Европейские страны отдают приоритет конфронтации с Ираном, игнорируя трагедию Ливана. Региональные державы также не смогли найти решения для продолжающихся конфликтов, а сотрудничество в регионе недостаточно развито для достижения прекращения огня. В частности, Лига арабских государств не смогла выработать единую политическую позицию в поддержку Ливана и палестинцев во время текущего конфликта, в то время как Турция по-прежнему сосредоточена на войне против курдов. Это также подвергает ЛАГ риску потери своей роли в защите интересов арабов, особенно после того, как Организация Объединённых Наций, изначально предназначенная для достижения равновесия и соблюдения прав человека, независимо от идентичности, утратила роль глобального руководящего органа.

Нынешнее молчание относительно геноцида ливанского народа с помощью передовых западных военных технологий и нарушения установленных правил ведения войны – Женевских конвенций – косвенно подвергает аналогичной угрозе все страны.

Продолжение и расширение конфликта в Персидском заливе и Средиземноморье представляет значительные риски для мировой торговли, усиливая последствия пандемии COVID-19 и российско-украинского конфликта. В результате мир может столкнуться с волнами инфляции и финансовой нестабильности, подвергающими миллионы людей опасности голода и социальной нестабильности, одновременно угрожая экономике большинства стран широкомасштабными последствиями.

Существуют ли какие-либо решения или позитивные перспективы?

Несмотря на нынешнюю мрачную ситуацию, всё же есть проблеск надежды на установление справедливости и стабильности в нашем регионе и в других частях мира. Достижение справедливого урегулирования возможно, но это требует значительных усилий и международной гуманитарной солидарности. Израиль, особенно при нынешнем крайне правом правительстве во главе с Биньямином Нетаньяху, игнорирует в Палестине и на Западном берегу все существующие соглашения, посягая на земли, перемещая население, строя поселения и подрывая политические решения.

Стабильность в регионе начнётся с признания Израилем необходимости реализации решения о создании двух государств, которое определено в резолюции ООН о разделе Палестины и подтверждалось на протяжении многих лет после каждого конфликта между арабами и Израилем. Несмотря на это, Израиль продолжает сохранять контроль над Голанскими высотами, оккупировать фермы Шебаа, холмы Кфар-Шуба и более 70 процентов Западного берега, а в настоящее время оккупирует Газу и части южного Ливана вместо того, чтобы отойти к границам, установленным Организацией Объединённых Наций и принятым арабскими странами, как указано, в частности, в Бейрутской мирной инициативе 2002 года.

Создание палестинского государства является основополагающим условием достижения стабильности в нашем регионе, наряду с уходом Израиля с оккупированных ливанских и сирийских территорий, прекращением нарушений и посягательств на суверенитет соседних стран, уважением права палестинцев на самоопределение и государственность.

В Ливане правительство последовательно заявляет о своей приверженности выполнению резолюции 1701. Однако израильская сторона продолжает отказываться от её соблюдения и оккупирует ряд районов на территории Ливана. Израиль должен немедленно уйти с нашей земли, чтобы позволить ливанской армии и силам ЮНИФИЛ выполнить обязанности по выполнению резолюции, восстановлению стабильности на юге Ливана и полному прекращению агрессии, тем самым способствуя восстановлению порядка в Ливане, выборам президента страны и формированию нового национального правительства.

Сегодня основное внимание уделяется скоординированным региональным и международным усилиям в ответ на растущее понимание опасностей, которые несёт расширение этого конфликта. Важную роль играют государства Персидского залива – Саудовская Аравия, Объединённые Арабские Эмираты и Катар. Следует отметить примирение между Саудовской Аравией и Ираном при содействии Китая, получившее поддержку как от России, так и даже от Соединённых Штатов. Также нельзя не упомянуть выдвинутое президентом Владимиром Путиным много лет назад предложение о создании рамок, гарантирующих безопасность Персидского залива, а также инициативы Турции на этих новых направлениях. Если региональные усилия будут объединены, то можно заставить Израиль и международное сообщество принять справедливое урегулирование, способствующее стабильности после десятилетий ожесточённого конфликта.

В разгар конфликтов дипломатия играет решающую роль в выявлении общности между народами и совместных экономических интересов. Поэтому мы повторяем наш призыв вопреки всему встать на дипломатический путь, который погасит пламя войны, бушующей в настоящее время. Это могло бы спасти жизни и предотвратить существенные экономические потери, которые только в Ливане уже достигли приблизительно 20 миллиардов долларов, согласно предварительным оценкам министерства экономики страны. Наш регион уже заплатил высокую цену во время холодной войны, и мы хотели бы надеяться, что нам не придётся платить ещё дороже. Восток устал.


Амаль Абу Зейд, советник экс-президента Ливана, депутат парламента Ливана от Свободного патриотического движения (2016–2018), 

член Научно-издательского совета Научно-аналитического портала "Восточная трибуна"


 Статья подготовлена для XXI Ежегодного заседания клуба «Валдай»